Дата начала Великого поста зависит от даты празднования Пасхи. Пасха является переходящим праздником. Великий пост начинается за семь недель до Пасхи. Основная часть поста - так называемая святая Четыредесятница - длится 40 дней. 40-дневный пост установлен Церковью в подражание посту, который выдержал Спаситель в пустыне после Своего крещения в водах Иордана. По окончании Четыредесятницы идут два праздника - Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим, а затем начинается Страстная неделя (седмица), предваряющая праздник Пасхи. Таким образом, Великий пост является самым длительным многодневным постом в Православной Церкви.
Подготовка к Великому посту ведётся уже задолго до его начала. В храмах звучат великопостные песнопения. Каждый воскресный день (по церковнославянски воскресенье именуется "неделей") посвящён воспоминанию какого-либо события из Священного Писания. За три недели до начала поста празднуется неделя о мытаре и фарисее. Притча о смиренном мытаре (сборщике налогов) и гордом фарисее была рассказана Спасителем (Евангелие от Луки, гл. 18, стих 9- 14).
Следующая за этим воскресением седмица (то есть неделя) называется сплошной, так как среда и пятница не являются постными днями (напомним, что в течение всего года по средам и пятницам установлен пост; исключение - так называемые сплошные седмицы). Воскресный день после сплошной седмицы называется неделей о блудном сыне; притча о блудном сыне, промотавшем все свои средства и вернувшемся с покаянием к любящему отцу, также была рассказана Иисусом (Евангелие от Луки, гл. 15, стих 11- 32).
Седмица, следующая за неделей о блудном сыне - последняя, когда вкушаем мясо. Воскресенье за неделю до начала поста поэтому называется "Неделей мясопустной"; в этот же день читаются фрагменты из Св. Писания, посвященные Страшному Суду.
Последняя неделя перед началом поста - Масленица, или сырная седмица, которая также является сплошной, без постных дней; разрешается есть всё, кроме мяса. По традиции, на Масленицу проходят народные гуляния; принято всю неделю печь блины и приглашать гостей. Когда-то этот праздник был языческим (проводы зимы), но в миссионерских целях Церковь приурочила его к неделе перед Великим постом.
Канун начала поста называется Прощёным воскресеньем ("неделя сыропустная"). В этот день все православные христиане просят друг у друга прощения, чтобы с чистой совестью подготовиться к Великому посту. В храмах на вечерне все молящиеся, священнослужители и миряне, становятся друг перед другом на колени и с лобзанием испрашивают прощения друг у друга. В это воскресенье вспоминается также изгнание Адама из рая.
Каждый воскресный день поста также посвящён какому-то событию. Например, 1-е воскресение поста - неделя торжества Православия. В этот день вспоминаются деяния 7-го Вселенского собора (787-й год), догматически закрепившего иконопочитание; этому событию предшествовала ожесточенная борьба противников святых икон с православными. Праздник был установлен в 842-м году.
3-е воскресенье называется Крестопоклонной неделей; в этот день выносят для особого почитания Крест Господень. Ещё три воскресных дня посвящены памяти некоторых святых подвижников (2 е воскресение - память св. Григория Паламы, 4-е - прп. Иоанна Лествичника, 5-е - прп. Марии Египетской). Воскресенье за неделю до праздника Пасхи - Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).
Великий пост по уставу является строгим: не вкушают мясные и молочные продукты, яйца; рыба разрешается только дважды: на праздник Благовещения и на Вход Господень в Иерусалим. В среду и пятницу не едят растительного масла. Наиболее строго пост соблюдается в первую седмицу, а также в четвёртую (Крестопоклонную) и Страстную седмицы. Каждый христианин соблюдает пост, исходя из своих духовных и физических сил; благословение на послабление поста лучше испрашивать у священника. Беременные и кормящие матери не постятся. Нужно помнить, что пост - это не только ограничение в пище: поститься нужно и духом, а не только телом. Не благословляются во время поста различные увеселения; язык нужно удерживать от пустых слов, а ум - от дурных мыслей. По возможности, следует воздерживаться от супружеских отношений (только по взаимному согласию супругов).
Дни поминовения усопших.
Накануне недели мясопустной отмечается так называемая Вселенская родительская (мясопустная) суббота - один из самых значимых дней поминовения усопших, наряду с Троицкой и Димитриевской субботами и Радоницей. Также поминают усопших во вторую, третью и четвёртую субботы Великого поста.
...................................................................................................................................................................................................................................................................................................
На службах во время Великого поста бывает больше чтения, чем пения, а песнопения поются особым великопостным напевом. Несколько раз в течение службы на амвон выходит священник и, совершая земные поклоны, читает молитву Преподобного Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия
И празднословия не даждь ми,
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
Терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети
Моя прегрешения и не осуждати брата моего,
Яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Эта молитва была написана много лет назад, в IV веке, – из такой глуби веков она дошла к нам благодаря тому, что из года в год повторялась за церковным богослужением. Она вдохновила Пушкина на одно из лучших его стихотворений.
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыка дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Автор воспетой поэтом молитвы – преподобный Ефрем Сирин – жил в Сирии (отсюда и его прозвание Сирин) и был одним из пустынников, о которых говорит Пушкин в первой строке стихотворения.
Священник Димитрий Долгушин ("Православие и мир").