“на небесах более радости …
об одном ГРЕШНИКЕ кающемся,
нежели о девяноста девяти праведниках”
(Евангелие от Луки: 15,7)
С подачи Верховного Суда России в обществе возникла дискуссия по поводу того, вводить или нет в нашей стране смертную казнь для осуждённых по определённым статьям Уголовного Кодекса РФ. Хочу высказать на эту тему своё мнение как христианина.
Христианство согласно, что людей нужно защищать от преступников; оно не сомневается в том, что убийц, насильников и грабителей на определённый срок необходимо изолировать от общества. Но в течение этого времени с ними необходимо вести работу. Попытаться хоть как-то воздействовать на их погибающие души с тем, чтобы они осознали мерзость ими содеянного и раскаялись в преступлении. Задача эта настолько важна для Неба и угодна Богу, что, согласно словам апостола Иакова, “обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов” (Иак. 5,20). Хотя, конечно, дело здесь не в личной выгоде, а в сострадании к человеку. Если осуждённый не сможет искоренить (или хотя бы уменьшить) в себе злобу, ненависть, зависть, гордыню, жадность, похоть или иные негативные качества характера – которые и привели этого человека к совершению им преступления – он, согласно христианству, обрекает себя на страдания в Вечности. А смертная казнь такую перспективу для него делает практически неизбежной, поскольку отнимает у человека время на покаяние и исправление себя.
Уже в течение десяти лет я веду переписку с человеком, отбывающим пожизненный срок в одной из колоний г. Соль-Илецк Оренбургской области. И вижу, насколько за это время он изменился. От того “бравого молодца” с характерными для такого типа людей качествами характера и лексикой в изложении мыслей не осталось и следа. Сейчас он истинный христианин. Пришедший через чтение духовной литературы и общение с верующими людьми сначала к глубокому осмыслению своей жизни, затем к искреннему покаянию и, наконец, к нелицемерной любви к Богу и ближним. Это не высокопарные слова; человек этот доказал своё христианство теми испытаниями, кои выпали на его долю за прошедшее десятилетие. В местах заключения быть христианином намного тяжелее, чем на свободе. Но несмотря ни на что, он им остался. Теперь очень раскаивается в том преступлении, что когда-то совершил. Жалеет, что не пришёл к Богу раньше, не стал жить со всеми в мире и согласии и не создал христианскую семью.
И если такой человек – даже один из тысячи осуждённых за тяжкие преступления, то ради этого одного и стоит отменить смертную казнь.
По мнению психологов, смертная казнь преследует две цели: 1) запугать окружающих, то есть чтобы другим “не повадно было” делать то же самое; и 2) отомстить обидчику, рассуждая примерно так: “лишил человека жизни – не имеешь права существовать и ты”. Мотивы, которые люди завернули в красивые обёртки под соответствующими названиями - “политическая (или общественная) целесообразность” и “справедливое возмездие”.
По поводу “целесообразности” и “запугивания окружающих” скажу следующее: человеку верующему сразу бросается в глаза высочайшая безнравственность того факта, что часть его братьев и сестёр (пусть и “духовно болящих”) приносится в жертву ради того, чтобы у остальных дрожали коленки. А насчёт мести, то есть когда человек требует, чтобы его обидчик отстрадал столько же и так же БЕЗО ВСЯКОГО СМЫСЛА, то более отвратительное качество характера трудно представить. Наверное, именно потому закон “око за око и зуб за зуб” Христос, придя в наш мир, осудил практически в первую очередь…